Методология оценки эффективности деятельности органов здравоохранения (на примере Сокольского муниципального района)

Проблемы функционирования и управления социально-экономическими системами в рыночных условиях чрезвычайно актуальны. Здравоохранение является жизненно важной системой обеспечения жизнедеятельности общества, а также подсистемой крупной социально-экономической системы.

Государственная политика в сфере здравоохранения направлена на обеспечение качества и доступности медицинской помощи. Государство в рамках бюджетного финансирования отрасли, в рамках Национального проекта «Здоровье» и федеральных целевых программ снабдило систему здравоохранения дополнительными ресурсами: повысило заработную плату медработников (начиная с первичного звена), улучшило материально - техническую базу лечебно профилактических учреждений, создавая высоко технологические медицинские центры на территории всей страны.

Принятие в 2003-2004 гг, новых федеральных законов, определяющих разграничение властных полномочий между федеральным уровнем, субъектами Российской Федерации и органами местного(муниципального) самоуправления (ФЗ №131 и ФЗ №122) , принципиально изменило порядок оказания и финансирования медицинской помощи населению на всех уровнях ее предоставления - федеральном, региональном и муниципальном. Принципам функционирования муниципального здравоохранения, в условиях реформирования отрасли отводится важная роль.

Оценка деятельности медицинских учреждений муниципальной системы здравоохранения должна основываться на постоянном наблюдении и обработке больших объемов данных. При этом некоторые факторы, влияющие на эффективность деятельности, имеют качественный характер, что требует применения для их объективной оценки современных аналитических методов обработки информации с использование компьютерных технологий.

Практическая значимость темы состоит в разработке предложений по совершенствованию деятельности муниципальных органов здравоохранения. В конечном итоге - более качественного получения медицинской помощи для улучшения здоровья населения.

Утрата в ходе реформ вертикали государственного управления в здравоохранении привела к невостребованности некоторых видов медицинской деятельности, в частности, профилактики заболеваний. В условиях рыночных отношений она и оказалась несовместимой с экономической целесообразностью при производстве и продаже медицинских услуг, поскольку при наличии большого числа здоровых людей сокращаются потребности в лечении, а чем ниже спрос на лечебные процедуры, тем меньше объем услуг на данном рынке и средств, полученных от их реализации. Это породило противоречие между экономической сущностью системы здравоохранения и профилактической медицинской деятельностью.

Более или менее организованна и структурирована лишь система медицинской помощи, где сложившаяся внутриотраслевая схема экономических приоритетов (стремление финансировать лечебно-профилактические учреждения "по результатам деятельности") пока в основном стимулирует производство и потребление лечебных услуг и не сбалансирована конкуренцией оздоровительного и профилактического уровней.

Во исполнении Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 « Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации», разработана и утверждена комиссией при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия (протокол № 1 от 18 июля 2007г) «Методика оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» и « Перечень дополнительных показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации». Оценка осуществляется в сфере здравоохранения муниципального образования, как в одной из составляющей структуры исполнительной власти.

В качестве исходных данных для проведения оценки эффективности деятельности используются официальные данные, представленные в докладах высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации, официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики, данные ведомственной статистики, результаты опросов населения.

Цель данной дипломной работы - на основе изучения организационных и правовых основ функционирования и оценки эффективности деятельности муниципального органа здравоохранения в Российской Федерации, анализа особенностей, разработать предложения по совершенствованию методики оценки эффективности работы муниципальных органов здравоохранения (на примере Сокольского муниципального района Вологодской области).

Для достижения поставленной цели в задачи исследования входит:

исследовать организационные основы функционирования и оценки эффективности деятельности муниципальных органов здравоохранения;

изучить методы оценки эффективности финансовых затрат таких как:

· метод минимизации затрат

· метод «затраты - результативность»

· метод «затраты - выгода»

· метод «затраты - полезность»

изучить правовые основы функционирования органов здравоохранения муниципального района;

провести анализ особенностей оценки эффективности деятельности органов здравоохранения Сокольского муниципального района.

разработать предложения по совершенствованию методики оценки эффективности деятельности органов здравоохранения Сокольского муниципального района Вологодской области.

Объект исследования - процесс функционирования муниципальных органов здравоохранения по обеспечению запланированных показателей здоровья населения.

Предмет исследования - управление работой органов здравоохранения муниципального образования на основе оценки эффективности их деятельности.

Теоретической и методологической основой при написании диплома по изучаемой проблеме послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области регионального управления, статистики, социального партнерства и регионального законодательства, научные статьи по вопросам развития региональных социальных программ в сфере «здравоохранения» и обоснованию их социальной значимости и влиянию на здоровье населения.

Информационную базу для дипломной работы составили нормативные правовые акты Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные и статистические материалы территориального органа государственной статистике по Вологодской области, а также данные медицинской статистики отрасли «Здравоохранение Сокольского муниципального района».

Еще статьи по экономике

Сущность состава основных производственных фондов и их классификация
Для организации производственно-хозяйственной деятельности предприятий любой формы собственности необходимо иметь материальные, трудовые и финансовые ресурсы, которые в целом образуют имущественный ...

Планирование прибыли и рентабельности
Прибыль является одним из обобщающих оценочных показателей деятельности предприятий (организаций, учреждений). Прибыль выполняет две важнейшие функции: ) характеризует конечные финансовые результа ...

Теории государственного регулирования экономики. Олимп современной экономической мысли
1. Из нижеприведенных положений основу методологии исследования Дж.М. Кейнса составляют: сложный 1) приоритет микроэкономического анализа 2) приоритет макроэкономического анализа 3) концепция « ...

Рынок труда

Рынок труда - это совокупность сделок (контрактов) по найму рабочей силы. Взаимодействие спроса и предложения рабочей силы определяет равновесную цену на труд в форме заработной платы.

Рентабельность

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность.

Коррупция

Коррупция - подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц. Это преступная деятельность заключающаяся в использовании должностными лицами свих властных возможностей и служебного положения.