Проблемы эффективного использования основных средств на предприятиях хлебопекарной отрасли на региональном уровне

Немалую тревогу у российских хлебопеков вызывает состояние оборудования хлебозаводов и пекарен. В связи с низкой рентабельностью у предприятий не оказывается средств не только для оснащения новой техникой, но и для элементарной замены изношенного оборудования.

Все последние годы происходила прогрессирующая деградация основных фондов. Их физический и моральный износ достиг 60%, а в отдельных случаях - 80% и более.

Сегодня всем ясно, что потребность в инвестициях для замены устаревшего оборудования превышает реальные финансовые возможности многих предприятий. Основные препятствия находятся, как известно, в сферах налогообложения, кредитно-финансовых взаимоотношений, инвестирования, практики акционирования предприятий. Но прежде всего это налоги. Они уменьшают прибыль, остающуюся в распоряжении предприятия [2].

В настоящее время все налоги, выплачиваемые большинством хлебопекарных предприятий, поглощают до 90% полученной прибыли, а зачастую общая сумма уплаченных налогов превышает размер прибыли предприятия. В связи с этим необходим ряд мер по льготному налогообложению хлебопекарных предприятий, способствующих обеспечению максимальной ставки налогов, не превышающей 45-50% прибыли предприятия.

В ряде регионов центральной России продолжает иметь место тенденция на сокращение численности хлебопекарных предприятий. Так, в Липецкой области их количество уменьшилось на 29 %, в Белгородской - на 26 %, в Орловской - на 8%, в Московской области - на 4%. Немало малых и даже средних хлебопекарных предприятий областей расположены в малоприспособленных зданиях, и шансов приобрести свои площади у них практически нет, так как льгот, дотаций они не получают.

Хлебопеки вынуждены покупать сырье и материалы по рыночным ценам, при этом платя высокую арендную плату за помещения.

В условиях тотального подорожания сырья, энергоносителей, коммунальных платежей и услуг сдерживание цен на хлеб это привело к обнищанию предприятий хлебопекарной отрасли, оттоку квалифицированных кадров в другие сферы экономики. Из-за порочной организации снабжения, когда одна организация осуществляет расчеты, а другая - подачу газа или энергии, возникает ситуация круговой безответственности, а в итоге предприятия, исправно вносящие платежи, терпят убытки [13].

В результате различного рода ограничений, отсутствия эффективной региональной политики в области хлебопечения рентабельность хлебопекарного производства в целом по России в 2008 году составила всего 12,5%, в то время как другие, менее значимые отрасли имеют рентабельность более 25,0%. В таких условиях невозможно накопить средства для замены оборудования, а работа некоторых предприятий вообще становится бесперспективной.

Тем не менее есть примеры разумного подхода к организации работы отрасли. В ряде регионов взвешенно подходят к хлебопекарной промышленности, принимая участие в решении проблем и проявляя заботу о перспективах ее развития. Например, Правительство Москвы создало централизованный фонд развития хлебопечения, направляя в него все налоги на прибыль, идущие в местный бюджет. Это позволяет проводить активную работу по расширению и техническому обновлению хлебопекарного производства. В отдельные периоды коэффициент обновления достигает 12% и больше в год [6].

Активнее начали действовать и в других регионах. В Самарской области, где закрылся городской хлебозавод мощностью 55 т в сутки, прекращено строительство новых хлебозаводов и где материально-техническая база за последние 10 лет развилась только за счет малых пекарен, на государственном предприятии "Самарахлебпром" разработана программа технического перевооружения хлебопекарной промышленности области. Программа нашла понимание у региональных властей: она принята коллегией департамента сельского хозяйства, получила поддержку департамента экономики, одобрена губернатором. Если она будет реализована, то область получит дополнительно до 20 тыс. т хлебобулочных и до 7 тыс. т кондитерских изделий в год.

Активно и самостоятельно осуществляют разработку и реализацию программ развития, обеспечивающих выход производства на новый технический и технологический уровень и освоение новых видов продукции, булочно-кондитерский комбинат в Казани, Коломенский и Серпуховской хлебокомбинаты, Московской области, предприятия Липецкой области, Краснодарского края и других регионов. Но в большой степени стабилизация и успешное развитие отрасли зависит и от самих хлебопеков. Как свидетельствует опыт развитых стран, кооперация и сотрудничество дают более высокие результаты, чем даже конкурентная борьба [4].

Еще статьи по экономике

Планирование показателей технико-экономической деятельности предприятия
Система разрабатываемых и утверждаемых самостоятельно предприятиями и используемых в хозяйственной деятельности экономических и других показателей является важнейшим инструментом, позволяющим компет ...

Оптовые и розничные продовольственные рынки, их назначение
Основной целью создания оптовых продовольственных рынков в Российской Федерации явилось формирование системы сбыта и распределения сельскохозяйственной продукции после рыночных реформ в начале девян ...

Повышение эффективности управления МУП «Балаково-Водоканал»
Хозяйственная самостоятельность выступает ключевым фактором повышения эффективности управления МУП «Балаково-Водоканал». Хозяйственная самостоятельность предприятий водопроводно-канализационного хо ...

Рынок труда

Рынок труда - это совокупность сделок (контрактов) по найму рабочей силы. Взаимодействие спроса и предложения рабочей силы определяет равновесную цену на труд в форме заработной платы.

Рентабельность

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность.

Коррупция

Коррупция - подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц. Это преступная деятельность заключающаяся в использовании должностными лицами свих властных возможностей и служебного положения.