Направления совершенствования взаимодействия предприятия с внешней средой

Страница 1

На уровне понимания развития как качества функционирования организации, количественный рост предприятия (объема реализации, доли на рынке, численности работников, чистой прибыли и т.п.) не является достаточной характеристикой его качественного развития. Это подтверждается нижеследующими данными.

Таблица 2 - Объемы реализации по основным направлениям деятельности, (млн.руб.)

Направления деятельности

2009 г.

2010 г.

1. Грузопереаботка пиломатериалов

10

45

2. Грузопеработка бумаги

2

9

3. Грузопереработка металла

3

10

Итого:

15

64

Из приведенных данных нельзя делать какие бы то ни было выводы о развитии предприятия, тем более устойчивом, поскольку показатели носят скачкообразный характер, но главное они не раскрывают, за счет чего был достигнут рост. Однако, структура, по направлениям деятельности, представленная на нижеследующем рисунке, носит устойчивый характер.

Таблица 3 - Структура по направлениям деятельности (%%)

Направления деятельности

2009 г.

2010 г.

1. Грузопеработка пиломатериалов

66,7

70,0

2. Грузопереработка бумаги

13,3

14,0

2. Грузопереработка металла

20,0

16,0

Итого:

100,0

100,0

Среди приведенных показателей развития предприятия необходимо выделить удельный вес и динамику нематериальных активов (интеллектуальной собственности или интеллектуального капитала), т.е. знания о продуктах, технологиях и рынках, являющихся собственностью предприятия, репутация и имидж, организационная культура и другое.

С качественной точки зрения любое предприятие переживает определенные фазы, переход между которыми может определяться как кризис. Каждая фаза кризиса преодолевается соответствующим управленческим решением: кризис руководства - через рост творчества; кризис автономии - через управление; кризис контроля - через рост делегирования; кризис бюрократизации - через рост координирования; любой последующий кризис - через рост сотрудничества. Игнорирование качественного роста приводит к вырождению организации.

Финансово - экономические показатели развития: производительность труда (т. руб.); производительность труда (т. тонн); коэффициент текущей ликвидности; коэффициент обеспеченности собственными средствами; рентабельность; опережающий рост нематериальных активов; рост инвестиций; рост сегмента на региональном рынке.

Показатели качества управления: организованность (минимум затрат при постоянном результате; универсальность (способность сохранять эффективность при изменении задач); результативность (способность достигать целей при различных параметрах деятельности); управляемость (степень влияния управления на конечный результат).

Показатели качества обслуживания потребителей: по времени (скорости) обслуживания; по соответствию стандартам; по спецификациям; по ожиданиям (обещаниям).

Показатели инновационного развития: удельный вес расходов на исследования и разработки в общей сумме расходов; удельный вес расходов на информационные технологии; ресурсы, выделенные на исследования и разработки в общей величине ресурсов предприятия; инвестиции в подготовку персонала или установление отношений с потребителями; расходы на подготовку и освоение новых продуктов; инвестиции в освоение новых рынков; количество зарегистрированных патентов; удельный вес новых продуктов в ассортименте предприятия; производительность компьютерных систем, показатели интеллектуальности и виртуального аспекта развития предприятия.

Страницы: 1 2 3

Еще статьи по экономике

Методы диагностики банкротства предприятия
В целях диагностики вероятности наступления банкротства предприятия выработано несколько основных подходов к анализу их финансово-хозяйственной деятельности, основанных на использовании: § интеграл ...

Вклад Альфред Маршалл (1842 - 1924)
Основателем кембриджской школы маржинализма был Альфред Маршалл-выпускник Кембриджского университета, профессор Бристольского и Кембриджского, преподаватель Оскфордского университетов, один из орган ...

Монополистическая конкуренция
монополистический рынок олигополия конкуренция Монополистическая конкуренция - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конку ...

Рынок труда

Рынок труда - это совокупность сделок (контрактов) по найму рабочей силы. Взаимодействие спроса и предложения рабочей силы определяет равновесную цену на труд в форме заработной платы.

Рентабельность

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность.

Коррупция

Коррупция - подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц. Это преступная деятельность заключающаяся в использовании должностными лицами свих властных возможностей и служебного положения.