Предпосылки развития государственного предпринимательства в России

Страница 1

Создание предпосылок для становления и развития государственного предпринимательства в России предполагает учет специфики и возможностей разных типов государственных предприятий. Основной организационно-правовой формой госпредприятий в соответствии с Гражданским Кодексом РФ является "унитарное предприятие ". В отличие от других коммерческих организаций, оно, во-первых, может заниматься только теми видами деятельности, которые отвечают уставным задачам (говоря юридическим языком, им присуща не общая, а специальная, целевая правоспособность), во-вторых, не наделено правом собственности на закрепленное за ним имущество. Последнее неделимо, и на него не имеют никаких имущественных прав ни трудовые коллективы, ни отдельные работники. Предприятию оно принадлежит на праве оперативного управления или хозяйственного ведения. В первом случае предприятие приобретает статус "казенного". Такое предприятие находится только в федеральной собственности и работает под жестким контролем государства (в лице уполномоченных органов), которое определяет план-заказ на основной объем производства, необходимый для удовлетворения государственных нужд, цены на продукцию (работы, услуги), предусмотренные этим заказом, порядок распределения доходов, способы распоряжения имуществом. Как правило, производство продукции, предусмотренной планом-заказом, неэффективно по рыночным критериям, но необходимо для общества.

Родовой признак казенных предприятий - зависимость от бюджета (казны), так как основной, а зачастую единственный заказчик - государство. Отсюда - определяющим условием их нормальной жизнедеятельности выступают стабильность и полное финансовое обеспечение госзаказа. Поскольку влияние государства является существенным для финансовых результатов деятельности казенного предприятия, первое несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по его обязательствам. Распространенным является вариант, при котором выполнение госзаказов не сопряжено с полной загрузкой производственных мощностей или осуществляется с меньшими затратами материальных и трудовых ресурсов. Появляется возможность получения предприятием дополнительного дохода за счет рыночного заказа, а, следовательно, осуществления им предпринимательской деятельности. Гражданский Кодекс предусмотрел такой вариант для казенных предприятий, включив в их компетенцию права: ценообразования на продукцию, ее сбыта, распоряжения частью полученных при этом доходов.

Сочетание разных форм хозяйствования казенного предприятия означает, что государство как собственник должно применять и разные формы управления "своим" предприятием: прямое и косвенное. В первом случае речь идет об установлении показателей госзаказа, параметров "входа" и "выхода" предприятия, значения которых соответствуют условиям и результатам его выполнения (цена продукции, фонд заработной платы, нормы амортизации и др.). Во втором - прежде всего об определении нормативов распределения между собственником и предприятием дохода, полученного от выполнения рыночного заказа, установлении приоритетов направлений использования прибыли, оставленной в распоряжении субъекта хозяйствования.

В отличие от казенных, унитарные предприятия, использующие режим хозяйственного ведения имеют иной уровень экономической самостоятельности. Планирование, ценообразование, разработка политики в области инвестиций и доходов отнесены к их компетенции. Собственник здесь определяет предмет и цели деятельности, назначает руководителя, осуществляет контроль за использованием имущества, имеет право на получение части прибыли. В оценке их предпринимательского потенциала следует учитывать, что это - предприятия, во-первых, крупные и средние, поскольку мелкие - первой "волной" приватизации переданы в частную и смешанную собственность. Во-вторых, как правило, ориентированные, прежде всего на удовлетворение потребностей общероссийского рынка. Следовательно, их деятельность должна являться объектом макроэкономического регулирования. В-третьих, представляющие преимущественно отрасли первого подразделения общественного производства, а также производственной инфраструктуры, а соответственно, государство - основной по объему предъявляемого платежеспособного спроса заказчик. В-четвертых, имеющие в большинстве своем устарелую материально-техническую базу и структуру производства.

Страницы: 1 2 3

Еще статьи по экономике

Расчет базовой колонны
Базой является тарельчатая колонна К401, предназначенная для получения ПБТ и стабильного конденсата. Годовой массовый расход ПБТ Gпбт=82547 т/год. Годовой массовый расход стабильного конденсата Gс ...

Разработка сетевого графика технической подготовки производства электронного устройства
Сетевой график - это информационно-динамическая модель, в которой изображаются взаимосвязи и результаты всех работ, необходимых для достижения конечной цели. В основе сетевого моделирования лежит из ...

Практика проведения международных тендерных торгов
Принципы и основные процедуры международных торгов. Виды международных торгов. Объекты закупок международных торгов. Организаторы международных торгов и их участники. Порядок организации и проведени ...

Рынок труда

Рынок труда - это совокупность сделок (контрактов) по найму рабочей силы. Взаимодействие спроса и предложения рабочей силы определяет равновесную цену на труд в форме заработной платы.

Рентабельность

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность.

Коррупция

Коррупция - подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц. Это преступная деятельность заключающаяся в использовании должностными лицами свих властных возможностей и служебного положения.