Монополия

Монополия предполагает одного-единственного производителя - продавца какого-либо товара. Такая фирма является для рынка целой отраслью. Препятствия на пути других фирм являются практически непреодолимыми, поэтому формально такая структура предоставляет фирме наибольшую свободу выбора объемов производства и цены реализации продукции. Эта ситуация является также идеальной - в том смысле, что невозможно в условиях рынка абсолютно закрыть какую-либо отрасль для проникновения конкурентов (либо прямого, либо косвенного). Очень высокий уровень доходности производства и реализации монопольного продукта обязательно начинает привлекать другие фирмы, которые рано или поздно расшатывают монопольную ситуацию.

Чистая конкуренция и монополия представляют собой два полюса рынка, между которыми располагаются реальные рыночные структуры.

Монополии присущи следующие черты:

единственный продавец, т.е. одна фирма или отрасль является единственным производителем данного продукта или единственным поставщиком услуги;

нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя это означает, что он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него, т.е. нет приемлемых альтернатив;

диктуемая цена: чистая монополия диктует цены или осуществляет значительный контроль над ценой;

заблокированное вступление: вступление в отрасль конкурентов в условиях чистой монополии ограничено непреодолимыми барьерами (патенты, монополия на источники сырья, транспортные средства и т.п.).

Монополия снижает уровень риска в процессе конкуренции. Это обусловлено тем, что, во-первых, она обладает довольно точной информацией о потребителях и конкурентах; во-вторых, ей более доступна реклама; в-третьих, монополия через каналы финансовых и политических связей оказывает влияние на заказчика в лице государственных учреждений.

Монополия представляет собой рынок, на котором единственная фирма осуществляет 100% продаж некоего продукта, не имеющего субститутов. При монополии понятия фирма и отрасль совпадают. На первый взгляд такая ситуация малореалистична, в масштабе всей страны встречается весьма редко. Однако если взять более скромный масштаб, например маленький город, то ситуация, где наблюдается «чистая» монополия, будет довольно типичной. В этих условиях производитель полностью контролирует объем предложения, то есть обладает монопольной властью и оказывает сильное влияние на цены.

Монополия возникает там и тогда, когда барьеры для вступления в отрасль труднопреодолимы.

Монополия на стороне спроса (на рынке выступает один покупатель) называется монопсонией. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.

Еще статьи по экономике

Расчет годового плана выпуска сигарет в ассортименте цеха
Материал по расчетной мощности и ассортименту табачной фабрики в натуральном выражении дает расчет годового плана дня сигаретного цеха. Планируемый годовой выпуск сигарет представлен в таблице 3.1 ...

Производство арболита
Арболит - строительный материал, разновидность лёгкого ячеистого бетона, который производится из смеси органических заполнителей (опилок, щепы, стружки), вяжущего компонента (цемента), минеральных д ...

Инвентарный объект основных средств
Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, а также обособленный комплек ...

Рынок труда

Рынок труда - это совокупность сделок (контрактов) по найму рабочей силы. Взаимодействие спроса и предложения рабочей силы определяет равновесную цену на труд в форме заработной платы.

Рентабельность

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность.

Коррупция

Коррупция - подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц. Это преступная деятельность заключающаяся в использовании должностными лицами свих властных возможностей и служебного положения.