Рассмотрим с помощью модели спроса и предложения ситуацию, когда государство прямо воздействует на цены, устанавливая их верхнюю или нижнюю границу. В этом случае особый интерес представляют последствия таких шагов государства.
Предположим, государство устанавливает потолок цены Р? ниже ее равновесного значения (рис.3.1.).
Рис.3.1.
Величина спроса D теперь превышает объем предложения (
), следовательно, возникает давление на цену вверх, но движение ее блокировано. Покупатели при цене Р? были бы рады увеличить свои покупки до размера
, но продавцы согласны поставить на рынок только
товаров. В этой ситуации многие покупатели не найдут для себя партнеров, и сделки не состоятся. Ситуация дефицита из временной для совершенного рынка преврвтится в хроническую. Результатом государственного вмешательства будет не только снижение цены, но и количество проданных товаров. В итоге, кривая предложения примет вид S? S?. Искусственно созданное равновесие установится в точке Е? Если государство при этом не нормирует распределение оставшегося на рынке количества товаров Q?, то стихийно возникнут различные неценовые методы ограничения (рационирования) потребления: продукты получают, например, те, кто раньше пришел на рынок, что приводит к обострению конкуренции среди покупателей, очередям. В итоге - дополнительные затраты как денег, так и времени покупателей на приобретение нужного им товара могут привысить (в стоимостном выражении) его низкую фиксированную цену. Другой естественной реакцией рынка может стать ухудшение качества товаров. Дело в том, что у продавцов в данной ситуации отсутствуют стимулы поставлять продукцию все более высокого качества. Такие усилия для привлечения покупателей явно излишни: их и без этого значительно больше, чем могут обслужить продавцы. Наконец, возможно, самым удручающим последствием такого государственного вмкшательства в ценообразование будет неизбежный рост торговли но "черном рынке", где те же товары станут предлагаться в большом количествено по более высоким ценам, даже превышающие прежние равновесные Р*. Графически это может быть представлено следующим образом - рис.3.2.
спрос экономическое благо цена
Рис.3.2.
Изменение условий продажи на "черном рынке" по сравнению с государственно регулируемым (например, рост затрат на "доставание" товара, подкуп правоохранительных органов и чиновников и т.п.) изображается поворотом кривой предложения SS до положения S?? S??. Общая кривая предложения в этом случае будет выглядеть в этом случае как ломанная линия S?Е?S??: до точки Е? - прежняя S?S?, а дальше - S??S??. Полученная "равновесная" (на "черном рынке") цена Р?? всегда будет больше равновесной цены на идеальном рынке Р*, а общий объем проданного товара Q?? - меньше проданного товара на нерегулируемом рынке количества Q*. Это однозначно свидетельствует о том, что даже "дополняемое" теневой экономикой государственное ограничение цены ухудшает экономические условия функционирования данного рынка.
Еще статьи по экономике
Выставочно-ярмарочная деятельность в Беларуси
Организация и проведение выставочно-ярмарочных мероприятий. Национальные и международные, универсальные и специализированные выставки и ярмарки. ...
Резервы и факторы улучшения использования ОПФ в ОАО Комбинат
"Владхлебопродукт"
Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства в современных условиях обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование.
...
Цели, задачи, источники и методика показателей анализа эффективного
использования основных производственных фондов
Состояние и использование основных фондов - один из важнейших аспектов аналитической работы, т.к. именно они являются материальным воплощением научно-технического прогресса - главного фактора повыше ...