Спрос и факторы, воздействующие на спрос. закон спроса.

Страница 1

Спрос - это совокупность товаров, которые намерены купить субъекты данного рынка в течение определенного периода времени и при определенном уровне цен. (Если рассматривается рынок однородного товара, то в этом определении слово «совокупность» заменяется словом «количество».)

Спрос является формой выражения общественных потребностей в условиях товарного производства, причем действительных потребностей, поскольку покупатели готовы оплатить соответствующее количество товара, а это значит, что общество готово выделить необходимые ресурсы для его производства. Однако нельзя отождествлять действительные потребности общества и платежеспособный рыночный спрос.

Знание спроса имеет большое значение для товаропроизводителей, поскольку от соответствия их продукции спросу прямо зависит величина их доходов. На спрос влияет одновременно множество различных факторов, действие которых накладывается друг на друга. Изучение и прогнозирование спроса поэтому - задача не простая.

Экономическая наука строит свое изучение спроса вначале на выделении действия того или другого фактора в «чистом виде», при предположении, что остальные факторы не меняются. А затем пытается «наложить» действие различных факторов друг на друга и получить картину их совместного воздействия на спрос. Как правило, полученный результат не дает стопроцентного объяснения колебаниям спроса, а имеет большую или меньшую погрешность. Уровень точности повышается при усилении детализации анализа, расширении круга изучаемых факторов спроса.

Действительные потребности - это внутренняя сущность спроса. Спрос же - форма проявления действительных потребностей, более конкретная категория. Действительные потребности общества обусловливаются уровнем развития производительных сил; а спрос, как форма их проявления, зависит от огромного множества факторов.

Факторы, воздействующие на спрос

:

) цена товара;

) цена товаров-заменителей (субститутов);

) цена дополняющих товаров (комплементов);

) размер дохода потребителей;

) число потребителей;

) психологические и субъективные факторы:

вкусы и предпочтения потребителей;

ожидания потребителей (например, инфляционные).

Если мы желаем приобрести автомобиль, с чего начнется наш путь к

осуществлению этого желания?

Очевидно, прежде всего с анализа цен. Мы узнаем цены на разные автомобили, затем поинтересуемся ценами на автомобили данной марки в разных магазинах. Далее мы проанализируем цены на бензин, на запасные части, на ремонтные работы в автосервисе. Мы также должны подумать о покупке гаража или плате за охраняемую стоянку. Наконец, мы оценим свои доходы, с тем чтобы определить, сможем ли мы сделать эту покупку. Может оказаться, что доходы не позволят нам приобрести данный автомобиль.

Таким образом, функция спроса - это взаимосвязь между нашим желанием иметь тот или иной товар (спросом на товар) и определяющими его факторами.

Общая функция спроса может быть выражена следующим образом:

d

= F (Px, I, PSUB, PCOM,, W, Z, G),

где Qd

- объем спроса;

Px

- цена данного товара;

I- доход потребителей;

PSUB

- цена товаров-субститутов;

PCOM

- цена товаров-комплементов;

W- ожидания потребителей;

Z

- вкусы и предпочтения потребителей;

G- количество потребителей.

Таким образом, объем спроса является функцией ряда переменных. Рассмотрим некоторые из них. Он зависит, прежде всего, от цены. Цена

- это сумма денег, которую готов уплатить потребитель за определенное количество товара. Следует, однако, заметить, что в микроэкономическом анализе деньги не используются, и поэтому цена выступает здесь в своем первозданном виде - как пропорция обмена одного товара на другой.

Доход

- это сумма денег, которую потребитель получил в качестве компенсации за свои трудовые усилия (зарплата наемного работника; предпринимательская (нормальная)прибыль бизнесмена, которая равна ставке банковского процента), в виде вознаграждения за предоставленный другим лицам капитал (процент) или сданную в аренду землю (рента). Очевидно, что с ростом дохода спрос потребителя будет изменяться: он будет возрастать на товары, которые потребитель высоко ценит, и снижаться на те из них, которые для потребителя менее ценны. К более полной характеристике этих товаров мы вернемся в главе, посвященной теории потребительского поведения (выбора).

Вкусы потребителей и их предпочтения

оказывают огромное влияние на объем спроса. Они формируются под влиянием среды, обычаев, религии, воспитания, возраста и т. д. Например, растущий интерес к спорту в последние годы резко повысил спрос на спортивную обувь, одежду, инвентарь.

Страницы: 1 2 3

Еще статьи по экономике

Анализ и оценка результатов деятельности предприятия
Для оценки реальности разработанного плана предприятия на планируемый год необходимо систематизировать основные экономические показатели (табл.18). Таблица 18 Основные экономические показатели деят ...

Состав ТЭК России
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) России объединяет отрасли по добычи топливно-энергетических ресурсов и производству на их основе электроэнергии. Топливно-энергетические ресурсы - запасы топл ...

Анализ технологии управления в МУК Подтёсовский Дом Культуры
Важным этапом аналитической работы является поиск резервов по улучшению деятельности учреждения; разработка организационно-технических мероприятий по реализации этих резервов и непосредственное внед ...

Рынок труда

Рынок труда - это совокупность сделок (контрактов) по найму рабочей силы. Взаимодействие спроса и предложения рабочей силы определяет равновесную цену на труд в форме заработной платы.

Рентабельность

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность.

Коррупция

Коррупция - подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц. Это преступная деятельность заключающаяся в использовании должностными лицами свих властных возможностей и служебного положения.