Кадровые службы субъектов товарного рынка, их задачи, функции

Страница 1

На эффективное функционирование национальной экономики значительно влияют процессы, происходящие на рынке труда. Любой рынок может функционировать только при условии объединения рабочей силы и средств производства. Спрос и предложение рабочей силы формируются именно на рынке труда, специфическим признаком которого является то, что это рынок наемного труда, на котором работодатель и наемный работник выступают как юридически равноправные лица.

Рынок труда функционально связан с товарным рынком, рынками капитала, информации, образовательных услуг, жилья и т.д. Но существенно влияет на состояние рынка труда конъюнктура товарного рынка, где формируются совокупный спрос и совокупное предложение. В условиях низкой экономической активности субъектов товарного рынка ухудшается и состояние рынка труда - на нем растет безработица. И наоборот. На рынке труда возникают не только экономические, но и социальные проблемы - социальное напряжение в обществе, общественные движения и т.п., которые рыночные механизмы не в состоянии самостоятельно решить Для решения таких проблем необходимо создание соответствующей системы государственных механизмов влияния на рынок труда: разработка трудового законодательства, программ содействия занятости, помощь безработным.

Субъекты рынка труда - работодатели и наемные работники - существенно отличаются по их отношением к средствам производства. Работодатели являются собственниками средств производства, а наемные работники обладают способностями к труду. Поэтому на спрос на рабочую силу, который формируют работодатели, и на предложение рабочей силы, которую формируют наемные работники, влияют разные факторы. Так, спрос на рабочую силу зависит от уровня производительности труда, технического оснащения производства, уровня экономической активности - фазы цикла.

Предложение определяется уровнем заработной платы, образования и квалификации, условиями труда, профсоюзным защитой, религией, налоговой системой, миграцией населения. Соотношение между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда определяет уровень занятости и проявляется в рыночной цене рабочей силы - заработной плате. Поскольку рабочая сила является специфическим товаром, то и ее цена - заработная плата - имеет определенные специфические особенности. Зарплата - основной источник денежных доходов домашних хозяйств, а с учетом цен на потребительские товары и услуги в основном определяет уровень жизни населения. Для поддержки мотивации труда необходимо придерживаться объективной закономерности: темпы роста заработной платы не должны превышать темпы роста производительности труда.

Рынок труда выделяют в широком и узком смысле. В широком смысле рынок труда представляет собой систему социально-экономических отношений, которые обеспечивают эффективное использование рабочей силы и ее воспроизведения. В узком смысле рынок труда рассматривают как систему отношений между субъектами этого рынка - работодателями, которые определяют предлагаемую количество, качество рабочих мест, условия труда, и наемными работниками, которые претендуют на рабочие места, принимают условия труда и влияют на них. Отношения на рынке труда регулирует государство.

Специфика рабочей силы как товара заключается в том, что объектом купли-продажи на рынке труда является способность к труду (право на использование рабочей силы), в результате чего товар не отделяется от предыдущего владельца. Отношения между субъектами рынка реализуются через государственную или коммерческую службы занятости, а также непосредственно через кадровые службы предприятий путем заключения договора найма, трудового договора, контракта. Рынок труда выполняет специфические функции: общественного разделения труда (разграничения наемного работника и работодателя, распределение наемных работников по профессиям и квалификации, отраслями производства, регионами); информационную (информация об условиях найма, уровне заработной платы, предложение рабочих мест и рабочей силы, качество рабочей силы и т.д.); посредническую (организация встречи работодателей и наемных работников); стимулирующую (обеспечение конкурентной среды на рынке труда); достижения равновесия между спросом и предложением рабочей силы; решение вопросов занятости; поддержки безработных.

Цель анализа рынка труда состоит в необходимости: выявить изменения количества рабочей силы на протяжении года; определить отраслевой распределении работающих; оценить структурные сдвиги в экономике, которые влияют на динамику занятости и уровень квалификации; определить уровень и тенденции незанятого населения; дать оценку скрытой безработицы; выявить профессиональную и региональную мобильность трудовых ресурсов; оценить эффективность политики занятости; прогнозировать тенденции занятости. Итак, анализ рынка труда позволяет предоставить каждому субъекту экономики необходимую информацию, на основе которой принимаются решения о выборе вида деятельности, образования и т.д.

Страницы: 1 2

Еще статьи по экономике

Расчет себестоимости продукции
Для того чтобы определить себестоимость изделия необходимо рассчитать сумму цеховых расходов, сумму общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов. Для определения суммы цеховых ра ...

Сущность стратегического планирования. Виды планирования. Функции и задачи
Планирование - это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу. Планиров ...

Определение стоимости основных производственных фондов цеха и годовых амортизационных отчислений
Средства труда учитываются в форме основных фондов. Основные фонды в стоимостном выражении представляют собой основные средства, учитываемые в системе бухгалтерской отчетности. При анализе основных ...

Рынок труда

Рынок труда - это совокупность сделок (контрактов) по найму рабочей силы. Взаимодействие спроса и предложения рабочей силы определяет равновесную цену на труд в форме заработной платы.

Рентабельность

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность.

Коррупция

Коррупция - подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц. Это преступная деятельность заключающаяся в использовании должностными лицами свих властных возможностей и служебного положения.