Государственная собственность в современной России

Страница 1

Государственная собственность в нашей стране за 90-е годы XX века претерпела радикальные изменения. Из внешней формы общенародного достояния она превратилась в проявление частной собственности, главным образом, крупной капиталистической. Кроме качественных перемен, с российской государственной собственностью произошли и крупные количественные изменения - намного сократилось число ее объектов.1

Государственная собственность в России отличается низким уровнем организации. По закону полностью государственные предприятия чаще всего фактически отданы в единоличное владение их директорам, которые сами решают важнейшие вопросы деятельности предприятий: объем продукции, номенклатуру, цены и т.д.

Особо стоит отметить организацию оплаты труда на государственных предприятиях. Здесь тоже господствует бесконтрольность. Разница между заработной платой директора и рабочего низшего разряда не должна быть больше, чем в 16 раз. Однако, на практике эта разница доходит до 100 раз.1

Уже давно стало известным, что бюрократическая государственная собственность является основным камнем преткновения на пути к радикальным экономическим реформам. При этом, как правило, совершаются две крупные ошибки: отождествляются, во-первых, государственная собственность с бюрократической, и, во-вторых, экономические реформы с обязательной приватизацией и переходом к частной собственности. Между тем, существуют эффективные и более или менее демократически управляемые предприятия. Существуют и варианты экономических реформ, при которых государственная собственность остается преобладающей, а мелкий бизнес и другие формы частной собственности развиваются параллельно с ним и, что особенно важно, не как результат приватизации.

В то же время у этой формы собственности имеется ряд проблем, характерных, в том числе и для России, ключевой из которых является бюрократизация, создание иерархических структур, что отрицательно сказывается на эффективности экономики и неприязни данной формы собственности со стороны населения. В описанном явлении скрыто внутреннее противоречие между статусом государства как представителя интересов всего общества, и как обособленного института, способного подчинять общество.

Между тем, развитие государственной собственности возможно и в направлении дебюрократизации, которая позволяет преодолеть основные пороки прежней системы отношений собственности, но не разрушить те преимущества, которые характерны для государственной формы собственности. Статус предприятия как народного предполагает, что народ обладает реальными правомочиями в распоряжении своим богатством (конкретным предприятием, станками, оборудованием, выпускаемой продукцией). Следовательно, появляется важнейшая проблема распределения полномочий между государством, представляющим единые интересы граждан страны, и коллективом данного предприятия.

Какие же правомочия принадлежат государству? Это, прежде всего, право продажи предприятия, определение политики, целей и задач предприятия, образование сложных форм собственности или хозяйствования на базе государственных предприятий, а так же вопрос о его выкупе трудовым коллективом или продаже частному собственнику. При этом инициатива подобных изменений может принадлежать и трудовому коллективу, однако принятие решения остается за государством.

Второе правомочие, которое должно оставаться за государством, это предоставлению коллективу государственных заказов, обеспечивающих средний уровень загрузки, обязательный для выполнения.

Страницы: 1 2

Еще статьи по экономике

Перспективы развития МП в Нижегородской области
Эффективность развития МП в Нижегородской области можно оценить по следующим показателям: динамика общего числа субъектов МП в области; динамика вновь созданных и ликвидированных малых и средних п ...

Цели, задачи и функции управления здравоохранения Сокольского муниципального района
Управление здравоохранения Сокольского муниципального района Вологодской области является органом местного самоуправления, осуществляющим функции по выработке муниципальной политики и нормативно - п ...

Направления совершенствования ценообразования на предприятии
Совершенствование ценообразования в Порецком райпо должно по следующим направлениям: 1 уровень цены за единицу продукции; 2 соотношение цен продукции, различной по степени новизны и ассортимента; ...

Рынок труда

Рынок труда - это совокупность сделок (контрактов) по найму рабочей силы. Взаимодействие спроса и предложения рабочей силы определяет равновесную цену на труд в форме заработной платы.

Рентабельность

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность.

Коррупция

Коррупция - подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц. Это преступная деятельность заключающаяся в использовании должностными лицами свих властных возможностей и служебного положения.