Теоретические аспекты формирования и использования трудовых ресурсов на предприятии

Страница 1

Методы формирования трудовых ресурсов имеют очень важное значение для машиностроительной отрасли, так как являются средством эффективного использования современных средств производства, а значит элементом повышения уровня комплексного развития и роста конкурентоспособности предприятия.

Стадия использования трудовых ресурсов тесно связана с предыдущими стадиями его воспроизводства. Использование кадрового потенциала является показателем качества предыдущих стадий его формирования, которые осуществляют функции подготовки необходимых профессий и специальностей части трудовых 'ресурсов общества для производства определенного товара в машиностроении, т.е. должны обеспечить овладение кадрами необходимыми знаниями, навыками для выполнения определенного вида труда (функций). Формирование трудовых ресурсов машиностроения будет зависеть от множества факторов, представленные на рисунке 3, имеющие различное воздействие.

Рисунок 3 - Формирование трудовых ресурсов машиностроения.

Развитие производства, социально - экономического развития страны, повышение производительности труда во многом зависит от уровня образовательной подготовки, профессиональных знаний и опыта людей, их компетентности и творческого подхода в решении проблем на любом участке производственной деятельности.

Овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, является одним из главнейших факторов формирования трудовых ресурсов, особенно машиностроения, которые формируются у индивидов в процессе обучения и обеспечивается через образовательную систему. Затраты финансовых средств, времени, здоровья, необходимых для получения образования и соответствующей профессиональной подготовки, рассматриваются в экономической теории как инвестиции в человеческий капитал. Процесс инвестиций в человеческий капитал разделяется па несколько составляющих. Одной из составляющих этого процесса являются затраты на образование, т.е. получение знаний. Прежде чем перейти к рассмотрению структуры образования трудовых ресурсов машиностроения необходимо остановится на новом взгляде на знание. Одна из концепций представлена в работе швейцарского ученого Клауса Д. Экк и состоит в том, что в управленческих исследованиях первый план стали составлять три компонента - обучение, труд и организационный процесс как производные знаний [5].

Следует отметить, что взгляд на непрерывное образование связано не только с концепцией ЮНЕСКО 1972 года «Оперативности образования», но и с требованиями работодателей к высококвалифицированной рабочей силе. Таким образом, в формировании трудовых ресурсов можно выделить:

. Подготовка рабочей силы - процесс теоретического и практического обучения для приобретения первой профессии, специальности.

Переподготовка - обучение новой профессии, специальности работников, либо в связи с различными причинами безработицы, либо расширяющих свой трудовой профиль работников.

2. Повышение квалификации - Производственно-техническое внутреннее или внешнее обучение работника с целью повышения квалификации, совершенствования знаний и умений по имеющейся профессии, специальности. Подготовка рабочих кадров для машиностроительных предприятий производится в системе начального профессионального образования, представленной профессиональными лицеями, училищами. Начальное профессиональное образование - это совокупность систематических знаний, умений и навыков, позволяющих квалифицированно выполнять работу по определенной рабочей профессии, специальности. То есть осуществляется подготовка рабочих специального профиля для определенных предприятий или отрасли в целом. Система стационарной подготовки обеспечивает системное воспроизводство трудовых ресурсов машиностроения.

Следующим звеном в подготовке трудовых ресурсов машиностроения является среднее специальное профессиональное образование, к которому относятся техникумы, колледжи. Данный уровень образования имеет цель подготовить непосредственных руководителей первичных звеньев на производстве, специалистов, самостоятельных исполнителей определенной квалифицированной работы. Здесь готовят низшее и среднее звено управленцев (мастеров участка, начальников цехов и т.д.).

Руководителей высшего звена готовят Высшие учебные заведения (ВУЗы). Получение образования в ВУЗе многоступенчатое: бакалавриат, специальность, магистратура, аспирантура. ВУЗы могут готовить как специалистов широкого профиля, так и узких специалистов.

Помимо первичных форм обучения существуют и вторичные формы, которые занимаются повышением уровня квалификации и переподготовкой рабочей силы как на одном предприятии, так и в машиностроительном комплексе в целом.

Страницы: 1 2

Еще статьи по экономике

Учет показателей по реализации продукции в промышленном предприятии
В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производ ...

Выявление автокорреляции
Автокорреляция - это корреляционная зависимость между соседними рядами динамики. Она искажает данные корреляционного анализа. Для ее выявления используют коэффициент автокорреляции: Для расчета к ...

Этапы модернизации
Решение задачи модернизации включает в себя ряд этапов. 1) Обследование: - комплексное обследование оборудования и принятие решения о возможности модернизации; выбор оптимального решения по осуще ...

Рынок труда

Рынок труда - это совокупность сделок (контрактов) по найму рабочей силы. Взаимодействие спроса и предложения рабочей силы определяет равновесную цену на труд в форме заработной платы.

Рентабельность

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность.

Коррупция

Коррупция - подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц. Это преступная деятельность заключающаяся в использовании должностными лицами свих властных возможностей и служебного положения.