Построение и описание бизнес-модели, условия её реализации

Страница 1

Также как человек в поисках гармонии и поисках себя в этой жизни выбирает между семьей, работой, собственными желаниями и общественными нормами, так и компания все время находится в поисках - поисках собственной ниши, собственной уникальности, соизмеряя свои цели со своими возможностями для достижения собственных целей. Иными словами, в поисках собственной уникальной бизнес-модели.

Что и зачем искать?

Что же такое гармоничная бизнес-модель компании? Это гармоничное сочетание целей компании, системы управления, продуктово-рыночного портфеля, системы взаимодействия с контрагентами и принципами организации производства (см. Схему 1).

Цели и размер компании.

Цели владельцев бизнеса являются одними из основных параметров бизнес-модели компании. Они оказывают существенное влияние на остальные параметры. Хотим ли мы иметь небольшой семейный ресторанчик или глобальную сеть ресторанов, аналогичную McDonald’s, небольшую пивоварню или заниматься массовым производством пенящегося напитка, определит нашу стратегию развития, систему привлечения клиентов, закупок, организацию производства и т.д.

Размер компании - это первое, что позволяет создать представление о бизнесе компании. Взглянув на оборот и количество людей, работающих в компании можно уже делать гипотезы относительно сложности бизнеса, динамики развития, эффективности работы. Размер компании является объективным показателем, того что используемые управленческие инициативы эффективны.

Сложность компании (размер) часто означает, что простые модели управления будут неприменимы. Необходимы сложные управленческие структуры и системы взаимодействия с покупателями и поставщиками.

Система управления.

Как управлять? Какое распределение ролей, ответственности? Насколько централизованно принимаются решения? Все это отличает одну компанию от другой. Во многом это выдает и культуру компании. Хрестоматийным стал пример компании «3М», где каждый работник может быть руководителем своего собственного проекта и тратить на это 15% своего времени.

Продуктово-рыночный портфель.

Продуктово-рыночный портфель дает представление о том «что, кому, где и как» компания продает.

Система взаимодействия с контрагентами.

Как построить систему распределения продукции (дистрибуции), как взаимодействовать с поставщиками, что закупать и на каких условиях определяется существующей в компании системой взаимодействия с контрагентами.

Принципы организации производства.

Ключевым вопросом является возможность и экономическая целесообразность использования производственной кооперации (аутсорсинга) в процессе производства продукции компании. В пределе, компания может всю продукцию производить самостоятельно, а может только давать свою марку продукции, выпускаемую другими производителями. Здесь же можно найти и нишу поставщика комплектующих для сборщиков конечной продукции.

Понимание собственной бизнес-модели способствует повышению конкурентоспособности компании за счет концентрации и развития ключевых компетенций, более эффективной организации внутренних процессов, повышает гибкость и эффективность системы взаимодействия с внешней средой, позволяет концентрировать (оптимизировать) инвестиции и способствует снижению издержек.

Важно то, что бизнес-модель компании уникальна. Соизмеримые по размеру компании и работающие в одной и той же отрасли могут иметь принципиально разные бизнес-модели.

Где искать или заграница нам поможет?

Принципиальный подход к построению бизнес-модели копании включает в себя три основных этапа:

• Анализ типовых моделей бизнеса компаний в отрасли (в Украине и за рубежом), анализ ключевых навыков и умений каждого типа компаний и логики появления этих моделей.

• Анализ текущей модели бизнеса компании и логики ее появления, ключевые навыки и умения в компании. Противоречия существующей модели бизнеса для развития компании.

• Определение перспективной модели бизнеса компании (или альтернативных вариантов). Описание логики перехода к перспективной модели бизнеса: разработка программы перехода

Однако, не стоит рассчитывать на то, что «слепое» копирование бизнес-моделей аналогов даст желаемый результат. Каждая компания обладает собственной уникальной бизнес-моделью прямое копирование которой невозможно в силу ряда факторов, которые непосредственно и определяют бизнес-модель компании:

видение собственниками и ключевыми управленцами развития компании;

Страницы: 1 2

Еще статьи по экономике

Страховая компания и страховая деятельность коммерческих организаций в условиях риска
Система рисков коммерческой деятельности, их сущность и классификация. Риск как неотъемлемая характеристика любой коммерческой организации. Трактовка категории "риск" разными экономическим ...

Роль и место инфраструктуры в создании условий эффективного функционирования рынка
Роль и место инфраструктуры в создании условий эффективного функционирования рынка. Воспроизводственная модель рыночной инфраструктуры. Взаимосвязи между элементами рыночной инфраструктуры. Подсисте ...

Что такое торговый и платежный баланс страны? Каковы основные виды внешнеторговой политики государства?
На протяжении многих лет внешнеэкономическое положение России является одной из основных тем экономических СМИ. Можно прочитать и услышать о профиците (дефиците), дебаты ведутся вокруг таких понятий ...

Рынок труда

Рынок труда - это совокупность сделок (контрактов) по найму рабочей силы. Взаимодействие спроса и предложения рабочей силы определяет равновесную цену на труд в форме заработной платы.

Рентабельность

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность.

Коррупция

Коррупция - подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц. Это преступная деятельность заключающаяся в использовании должностными лицами свих властных возможностей и служебного положения.