Научное производство и его продукт

Страница 1

научный технический прогресс производство

Обратимся к научному производству как важнейшей составляющей сферы духовного производства, продукт которой можно выразить с большей или меньшей достоверностью в стоимостной форме. Научное производство стало самостоятельным, обособленным процессом общественного производства и неотъемлемым элементом процесса общественного воспроизводства. Это область интеллектуальной деятельности, в которой также происходит взаимодействие факторов производства с целью получения специфического продукта, выступающего в идеальной, не материально-вещественной форме, - это идея, принцип, способ, метод. Причем в подавляющей своей части он поддается стоимостной оценке и, следовательно, выступает в форме товара.

Как и любой товар, продукт науки обладает потребительной стоимостью и стоимостью. Однако и в том, и в другом своих свойствах он обладает ярко выраженной спецификой. Рассмотрим особенности потребительной стоимости продукта науки и составляющие компоненты его стоимости.

Специфика продукта науки как потребительной стоимости находит свое проявление в нескольких аспектах.

Во-первых, в процессе потребления этого продукта его потребительная стоимость не уничтожается, не исчезает, как это происходит с материально-вещественными продуктами, а обогащается путем наращивания своей потенции, т.е. наблюдается процесс качественного самовозрастания потребительских свойств.

Во-вторых, потребительная стоимость продукта науки может удовлетворять различные потребности. Этим свойством обладают и многие материально-вещественные блага. Однако удовлетворение ими одной из потребностей автоматически исключает возможность удовлетворить другие потребности, так как при потреблении блага уничтожается и его потребительная стоимость. Однако продукт науки, его потребительная стоимость в состоянии одновременно удовлетворить самые разнообразные потребности. Это связано с многоцелевой функцией продукта науки и его нематериальной формой существования.

Рассмотрим эту многоплановость потребительной стоимости продукта науки. Прежде всего, идея, принцип, способ, формула находят свое воплощение в технологиях, образцах техники, продуктах потребительского или производственного назначения. Одновременно потребительная стоимость продукта науки воплощается в знании ученых, инженеров, техников, рабочих, занимающихся материализацией научной идеи, принципа.

Кроме того, продукт науки как потребительная стоимость участвует в формировании знания инженерно-технического и производственного персонала, осуществляющих эксплуатацию новой техники и технологии или управляющих процессом получения нового продукта.

Наконец, потребительная стоимость научного продукта становится основой либо усовершенствования имеющегося знания, его обогащения, либо выработки принципиально новых идей, либо его отрицания.

Взглянув на окружающий нас мир вещей, мы не можем не осознать того факта, что их материальность и реальность была прежде всего предопределена их идеей, их нематериальностью. Поэтому первооснова, первоисточник всего окружающего нас богатства имеет нематериальный, духовный характер.

Особого внимания заслуживает стоимость, цена продукта науки. В силу уникальности, неповторимости продукта науки весьма проблематичным становится применение теории предельной полезности и производных от нее направлений экономической мысли для объяснения ценности духовного блага. Если речь заходит о продукте науки, выраженном в законе, идее, принципе, способе, то, с точки зрения покупателя, первая его «единица» есть и последняя, ибо все последующие идентичные дополнительные «единицы» немедленно обесцениваются, их ценность становится нулевой, так как они не несут каких-либо дополнительных знаний или информации. Здесь очевидна неприемлемость принципа убывающей предельной полезности.

В равной степени неприемлемым является и принцип предпочтения, так как в каждом отдельном случае должен был бы существовать выбор среди нескольких идей, принципов, моделей, что невероятно. Выбор есть только между тем, что имеется, и тем, что только что появилось - «новинкой», но он неравноценный, ибо никакое дополнительное «старье» не может компенсировать нехватку «новинки».

В связи с этим обоснованию оценки продукта в большей степени соответствует трудовая теория стоимости, так как в ее рамках лучше разработан категорийный аппарат «труда», позволяющий рассматривать продукт науки в многоаспектном плане. Это отсылает к категориям «совместного» и «всеобщего» труда, разработанным К. Марксом.

Совместный труд предполагает непосредственную кооперацию индивидов, включая деятельность по единовременной передаче и усвоению знаний, тогда как всеобщий труд - это всякий научный труд, всякое открытие, всякое изобретение, не ограниченное ни временем, ни пространством, т.е. всеобщая работа человеческого ума. Можно сказать, что всеобщий труд - это комбинированный труд поколений, ибо он обусловливается частично кооперацией труда современников, частично использованием труда предшественников. Только в таком взаимодействии и возможно, с одной стороны, сохранение интеллектуально-духовной составляющей бытия человечества, с другой - дальнейшее его обогащение и обновление в интересах не разрушения, а созидания как решающей предпосылки социально-экономического прогресса.

Страницы: 1 2 3

Еще статьи по экономике

Сводная технологическая карта
Для изготовления стола необходимо знать наименование операций, которые выполняются при изготовлении нашей продукции: тип, модель, габариты оборудования для отдельных операций: продолжительность техн ...

Анализ движения и эффективности использования основных производственных фондов
Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции на предприятии ООО «Магнолия» является обеспеченность их основными производственными фондами в необходимом количестве и ассортиме ...

Планирование показателей технико-экономической деятельности предприятия
Система разрабатываемых и утверждаемых самостоятельно предприятиями и используемых в хозяйственной деятельности экономических и других показателей является важнейшим инструментом, позволяющим компет ...

Рынок труда

Рынок труда - это совокупность сделок (контрактов) по найму рабочей силы. Взаимодействие спроса и предложения рабочей силы определяет равновесную цену на труд в форме заработной платы.

Рентабельность

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность.

Коррупция

Коррупция - подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц. Это преступная деятельность заключающаяся в использовании должностными лицами свих властных возможностей и служебного положения.