Сущность, значение и задачи ценообразования на предприятии

Страница 1

Цена - это денежное выражение стоимости товара (услуги).

На каждом этапе развития общества цена играла и играет важную роль в решении производственных, экономических, социальных и политических задач. В условиях рыночной экономики цены, ценообразование и ценовая политика имеют ключевое значение для всех хозяйствующих субъектов. Повышается роль цены как основного экономического регулятора воспроизводственного процесса в народном хозяйстве. Цена становится основным источником информации, необходимым для принятия хозяйственных решений. В силу этого проблема рыночного механизма формирования цен, ценовой политики государства представляет большой практический интерес для всех участников рынка. Она также значительно влияет на экономическую систему. Цена регулирует как отдельные акты покупки и продажи товаров, так и экономические процессы в целом, включая производство, распределение, обмен и потребление благ, оказание услуг. С помощью цен предприятия измеряют и контролируют затраты труда и результаты производства, стимулируют рост и совершенствование производства, а также улучшают структуру воспроизводства и распределения ресурсов. Цена представляет собой мощный рычаг управления экономикой и орудие конкурентной борьбы, важный экономический инструмент для самофинансирования.

Народному хозяйству нужны такие цены, которые бы отвечали интересам производителя, потребителя, бюджета, сбалансировали бы спрос и предложение. В конечном итоге цены должны способствовать улучшению жизненного уровня населения.

С задачами ценообразования тесно связаны функции цен. Функции цен отражают их экономическую сущность, предназначение, роль в хозяйственной жизни, а также взаимоотношения с другими экономическими категориями.

Функции цен - наиболее общие свойства, которые объективно присущи категории «цена» и характерны для любого вида цен. Наибольшее распространение в экономической литературе получила точка зрения, что цене присущи семь функций: учетно-контрольная, распределительная, стимулирующая, функция сбалансирования спроса и предложения, потребления и накопления, социальная, политическая (см. рис. 1).

Рис. 1 Функции цены

В основе выполнения ценами учетно-контрольной функции лежит закон стоимости, отражающий в ценах общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции. Цены могут успешно выполнять учетно-контрольную функцию только в том случае, когда они отражают общественно необходимые затраты труда на производство продукции.

В этом случае успешно работающие предприятия возмещают свои издержки и получают нормальную прибыль. Если же текущие затраты предприятия превышают цену, соответствующую общественно необходимым затратам труда, то производство становится убыточным. При помощи цен в народном хозяйстве производятся учет производства и реализации, контроль затрат и прибыли.

Экономически обоснованные цены стимулируют рост производства, расширение и обновление ассортимента продукции, улучшение ее качества, повышение эффективности производства. Цены могут оказывать поощрительное или сдерживающее воздействие на производство и потребление различных видов товаров (услуг). Проведенная в Российской Федерации либерализация цен в начале 1992 г. показала, что многие свободные цены и тарифы отрицательно сказались на производстве и потреблении товаров и услуг, так как при реформе цен не были учтены многие экономические законы: спроса и предложения, стоимости, антимонопольный, а также конкурентоспособность предприятий и другие моменты.

Распределительная и обменная функции цен реализуются в сферах производства и обращения. Роль этих функций состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими секторами экономики (например, между промышленностью и сельским хозяйством), различными формами собственности, регионами страны, социальными группами населения.

Уровень потребления и накопления зависит от уровня цен. Как известно, всякая цена состоит из себестоимости и прибыли. А за счет прибылей создаются различные фонды развития, накопления, потребления, стимулирования и т.д.

Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, между спросом и предложением. Цена сигнализирует о появлении диспропорций в сферах производства и обращения, что требует принятия необходимых мер по их преодолению. При появлении диспропорций в экономике (несоответствия между спросом и предложением) равновесие достигается с помощью цен - путем их роста либо снижения.

Страницы: 1 2

Еще статьи по экономике

Пути снижения себестоимости
Снижение себестоимости продукции - важнейший показатель повышения эффективности производства. Химическая промышленность относится к числу отраслей, где использование достижений научно-технического п ...

Основные черты рынка монополистической конкуренции
Как писалось выше рынок монополистической конкуренции, предполагает наличие черт и монополии и конкуренции. Т.е. это рынок со значительным объемом конкуренции и определенной долей монополии. На пра ...

Анализ структуры и содержание розничной цены на предприятии ООО «Для вас»
Анализ структуры и содержание розничной цены на предприятии ООО «Для вас» необходимо начать с примера расчета розничной цены на предприятии ООО «Для Вас». Известны себестоимость некоторой продукции, ...

Рынок труда

Рынок труда - это совокупность сделок (контрактов) по найму рабочей силы. Взаимодействие спроса и предложения рабочей силы определяет равновесную цену на труд в форме заработной платы.

Рентабельность

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность.

Коррупция

Коррупция - подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц. Это преступная деятельность заключающаяся в использовании должностными лицами свих властных возможностей и служебного положения.