Проблемы информатизации экономики в России

Страница 1

Процессы, связанные с информатизацией экономики России, имеют своеобразную историю. Ее первый этап проходил в условиях административно-командной системы и осуществлялся присущими ей методами. Прежде всего необходимо отметить, что в 70-е и 80-е годы процессы, повышавшие уровень информатизации, базировался в основном на производстве собственной вычислительной техники, которая по своим параметрам уступала зарубежным аналогам и была несовместима с импортной техникой. Идеологическое давление, монополия на информацию делали в то время невозможным развитие общедоступных банков данных и появление негосударственных источников информации. Внедрение информационных технологии диктовалось скорее идеологическими мотивами, чем экономической заинтересованностью. В то время как на Западе информационные технологии в производстве и управлении приносили миллионные прибыли, в 1988 году в СССР срок окупаемости промышленных роботов и гибких производственных систем за счет дополнительной прибыли составляли по Минавтопрому - 38 лет, Минтяжмашу - 196 лет. В последние десятилетие существования СССР, когда в экономике усиливался кризис, делались попытки проведения информатизации “сверху”. В частности, был принят ряд документов, определявших политику государства в сфере информатизации. Однако общая не восприимчивость хозяйственной системы к техническому прогрессу сделал эти попытки мало эффективными.

В годы перестройки была разрушена государственная монополи на информацию, а формирующиеся рыночные отношения дали мощный толчок информатизации нашей экономики. Представляется, что в настоящее время в России действует ряд факторов, делающих неизбежным дальнейшее развитее информатизации экономических отношений. Во-первых, это становление и развитие рынка, по природе своей представляющего коммуникативную систему и требующего адекватных своей сущности средств информатизации. Информатизация является естественной потребностью рынка, условием выживания и успешного функционирования рыночных структур. Во- вторых, - интенсификация международных экономических отношений связей России, которые требуют создание не просто рынка, а рынка “совместимого” с рыночными системами промышленно развитых стран, снабженного всеми атрибутами рынка постиндустриального общества.

Этот новый этап информатизации экономики имеет ряд особенностей. Прежде всего, информатизация развивается “снизу”. Практически все, что сделано в этой области в России в последние время, достигнуто без прямого государственного вмешательства. Буквально за считанные годы коммерческие структуры обеспечили ввоз и распространение информационной техники, программного обеспечения. В нашей стране появился широкий круг потребителей современных вычислительных средств и средств коммуникации. Впечатляют достижения в области информатизации банковского дела, значительно увеличилось потребление информационных товаров бытового назначения. В то же время в условиях жесткой конкуренции с зарубежными фирмами сокращается производство собственной информационной техники.

Хотя на сегодняшний день наиболее заметные результаты в информатизации в России достигнуты за счет деятельности негосударственных рыночных структур, дальнейший прогресс в это области возможен лишь при государственной поддержке. Последняя характерна и для стран развитой рыночной экономики. Так, с середины 80-х годов в ряде стран были приняты “большие программы” в области развития информационной техники технологии. Начало ускорения информатизации на основе государственных программ было положено в Японией, и в дальнейшем “программная волна” захлестнула США и Западную Европу. Государственные программы предусматривали различные меры по ее поддержке - от прямого государственного финансирования конкретны проектов до регулирования с помощью налогов и других экономических метолов. Мировой опыт показывает, что сознательно поддерживаемая государством информатизация общества позволяет найти пути оздоровления экономики оздоровления экономики и решения важных социальных проблем.

Страницы: 1 2 3

Еще статьи по экономике

Механизм организации оплаты труда на предприятии
В Трудовом законодательстве отсутствует отдельный закон об оплате труда. Порядок выплаты заработной платы регулирует глава 21 Трудового кодекса. Понятие «оплата труда на предприятии» включает в себ ...

Анализ финансово-экономических показателей ЗАО «СТРОИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ № 1»
ЗАО «Строительная компания № 1» было образовано в феврале 2005 года для выполнения всего комплекса работ по внутренней отделке общественных и жилых помещений, а также помещений производственного наз ...

Оценка основных показателей работ
На основе сводной сметы стоимости можно оценить основные показатели работ. К основным показателям работ относятся: продолжительность и объем работ, численность персонала, производительность и средн ...

Рынок труда

Рынок труда - это совокупность сделок (контрактов) по найму рабочей силы. Взаимодействие спроса и предложения рабочей силы определяет равновесную цену на труд в форме заработной платы.

Рентабельность

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность.

Коррупция

Коррупция - подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц. Это преступная деятельность заключающаяся в использовании должностными лицами свих властных возможностей и служебного положения.