Сущность применения заемных средств населения

Страница 1

Одним из источников финансирования, до конца не востребованным в системе потребительской кооперации, являются денежные средства населения. Под заемными средствами понимаются деньги, принятые по договору займа от одной стороны (заимодавца) другой стороной (заемщиком). За использование заемных средств заемщик выплачивает заимодавцу проценты, размер которых устанавливается в договоре займа. Заемные и привлеченные денежные средства служат важным источником финансирования инвестиций потребительской кооперации. Речь идет о банковских кредитах и привлечении заемных средств населения. В целях снижения у населения сомнений и риска в возврате заемных средств в договоре займа предусматриваются положения о залоге имущества. Заемщиком по договору займа выступает юридическое лицо - потребительское общество или союз в лице председателя правления, действующего на основании устава. Правление потребительского общества вправе уполномочить для заключения договора займа и кредита денежных средств заведующего магазином, кассира магазина. При этом правление кооперативной организации в соответствии со ст. 185 ГК РФ выдает уполномоченному - зав. магазином, кассиру доверенность, в которой дает письменное уполномочие на совершение договора займа с физическими лицами. Мобилизуемые организациями потребительской кооперации заемные средства населения направляются на создание основных фондов и пополнение оборотных средств.

Однако организации потребительской кооперации не учитывают ситуацию, сложившуюся на финансовом рынке, и слабо используют предоставленную им возможность привлечения свободных денежных средств населения для решения социальных и других задач. Так, в период с 2000 по 2005 год было привлечено организациями потребительской кооперации всего 7,0 млрд. руб., при этом темпы привлечения заемных средств заметно снижается. Сегодня сформировалось достаточное количество предпосылок для пополнения оборотных средств за счет привлечения займов у населения. Заемные средства населения в условиях недостатка собственных оборотных средств является реальным источником инвестиций и могут быть значительной опорой кооперативных организаций в решении социально-экономических программ. С другой стороны, займы способствуют повышению доходов населения, что в конечном итоге приводит к улучшению их жизненного уровня.

Привлечение заемных средств организациями потребительской кооперации имеет правовую основу и регулируется российским законодательством - Гражданским кодексом РФ, Законом. Все правила и нормы, которыми регулируются заемные отношения, указаны в параграфе 1 главы 42 «Заем и кредит» ГКРФ. В соответствии с ГКРФ (ст807) «по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества». Согласно статье 809 ПКРФ, заимодавец имеет право на получение с заемщика процентов на сумму займа в размерах, определенных договором. Порядок использования заемного обязательства зависит от соглашения сторон и может представлять, в частности, расчет наличными деньгами или в безналичном порядке; использование заемщиком договора заимодавцу или в соответствии с соглашением сторон третьему лицу и т. п. [15, с.35]

Договор может быть заключен между заимодавцем и райпо, РПС, сельпо и другим юридическим лицом. Если у организаций потребительской кооперации существует потребность в заемных средствах, то в этом случае они могут использовать следующие внешние источники их финансирования:

кредиты коммерческих банков;

денежные средства населения;

иностранные инвестиции;

лизинг;

другие.

Привлечение денежных средств из любого источника финансирования связано с определенными затратами, которые представляют собой цену капитала. Цена капитала - средства, уплачиваемые коммерческими организациями собственникам (инвесторам за пользование их ресурсами). При заимствовании средств в необходимости стремится к тому, чтобы цена капитала была минимальной. Что касается ставки процента (цены капитала) по заемным средствам населения, то она должна быть ниже ставки ЦБРФ и ставки кредита коммерческого банка, но выше ставки по срочным вкладам Сбербанка.

В целях привлечения заемных средств от населения необходимо проводить рациональную информированную политику.Эта политика должна изменяться в зависимости от того, имелись ли у конкретного субъекта хозяйствования прецеденты по привлечению займов от населения или нет. Если потребительское общество выступает в качестве заемщика денег у населения первый раз, целесообразно проводить широкомасштабную информационную политику. Практика привлечения потребобществами заемных средств у жителей показывает, что со временем при активной работе с населением количество заимодателей растет и измеряется сотнями. [14, с.55].

Страницы: 1 2

Еще статьи по экономике

Подготовительная работа к проведению тендерных торгов
Основные задачи подготовительного этапа. Разработка концепции тендера, план-графика его проведения, технических и коммерческих условий торгов (тендерной документации), требования к минимальной компе ...

Роль и значение трудовых ресурсов предприятий машиностроения в России
Подъем отечественной экономики, повышение продуктивности труда и качества жизни населения предполагают эффективное использование всех видов производственных ресурсов, и в первую очередь трудовых. П ...

Условия реализации ЗАТ "Швейной фабрике "Модница" в Севастополе
ЗАТ "Швейная фабрика "Модница" предполагает открыться в 1 квартале 2011 года в Севастополе и специализироваться на производстве одежды. Высокое качество продукции предприятия будет з ...

Рынок труда

Рынок труда - это совокупность сделок (контрактов) по найму рабочей силы. Взаимодействие спроса и предложения рабочей силы определяет равновесную цену на труд в форме заработной платы.

Рентабельность

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность.

Коррупция

Коррупция - подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц. Это преступная деятельность заключающаяся в использовании должностными лицами свих властных возможностей и служебного положения.