Актуальность использования методов сравнительной оценки эффективности

Благосостояние того или иного государства в будущем всегда зависит от возможности правительства обеспечить развитие и функционирование всеобщей и общедоступной системы здравоохранения. В основе определения актуальных стратегических и текущих направлений такого развития, особенно в условиях ограниченности выделяемых ресурсов, должна находиться деятельность по обоснованному установлению приоритетов. Определение приоритетов в сфере здравоохранения - это задачи медиков, эпидемиологов, экономистов, политиков, представителей средств массовой информации. Так, анализируя картины смертности и заболеваемости, медики, - эпидемиологи вносят свой вклад в процесс принятия решений посредством выявления таких заболеваний, которые по своим распространённости и последствиям (неоправданная инвалидность, преждевременная и предотвратимая смертность) приводят общество к наибольшим социальным и экономическим потерям. Задача экономистов и органов управления здравоохранением - сопоставление эффективности различных решений по развитию отрасли с точки зрения требуемых затрат и результатов. На текущие и долгосрочные приоритеты оказывает влияние целый ряд факторов, включая бюджетные ограничения, спрос на услуги и политическое давление. Представители средств массовой информации и общественные организации разъясняют населению основные элементы государственной и региональной политики и обеспечивают общественный контроль над развитием отрасли.

Основная общественно значимая цель, которая стоит перед здравоохранением России, сформулирована в докладе «Повышение доступности и качества медицинской помощи, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, подготовленном в 2005 году для Правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов. Достижение этой стратегической цели предусматривает сохранение и укрепление состояния здоровья населения, улучшение качества среды обитания человека, создание благоприятных условий для его жизнедеятельности, что приведёт к увеличению продолжительности жизни населения за счёт улучшения качества жизни, а так же к увеличению продолжительности здоровой (активной) жизни путём сокращения заболеваемости травматизма, к сокращению и укреплению здоровья женщин и детей, снижению младенческой смертности. Роль системы здравоохранения также заключается в увеличении лет жизни лиц, страдающих хронической патологией (сахарным диабетом, онкологическими заболеваниями, хроническими болезнями почек и др.)

Следует отметить, что сформулирована данная стратегическая цель весьма широко, и она не может быть достигнута благодаря только усилиям Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Для её достижения необходимы усилия органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Для распределения ресурсов между различными направлениями достижения этой цели важное значение будет иметь внедрение механизма бюджетирования, ориентированного на результат, и в частности, методов оценки эффективности расходов в здравоохранении.

Финансирование здравоохранения рассматривается как процесс, в котором ресурсы используются для получения результата, связанного с улучшение состояния здоровья и продлением жизни населения. Поэтому необходимыми составляющими являются оценка результативности организации медицинской помощи (отраслевой уровень) и оценка результативности лечения и профилактики лечения (уровень учреждений здравоохранения), которые должны определить, приводит ли изменение условий финансирования к желаемым результатам.

Оценка эффективности расходов здравоохранении может быть условно разделена на 3 уровня:

-

социальная эффективность (характеризуется показателями общественного здоровья - смертность от управляемых причин, первичный выход на инвалидность, временная нетрудоспособность по болезни и пр.) Оценка проводится на макроуровне органами исполнительной власти с участием общественных организаций и населения.

-

структурная эффективность (

характеризуется показателями Программы государственных гарантий по видам медицинской помощи - скорая, стационарная, амбулаторно-поликлиническая, стационаро-замещающая) Оценка проводится на уровне здравоохранения муниципального образования или в целом региона органами управления здравоохранения.

-

медико-экономическая эффективность

(характеризуется по казателями достижения результата в лечении тех или иных заболеваний при применении различных методов и схем лечения) Оценка проводится на уровне учреждений органами управления учреждений.

Еще статьи по экономике

Возникновение неоклассического направления экономической мысли
1. Предметом изучения неоклассического направления экономической мысли является: простой 1) сфера обращения (потребления) 2) сфера производства (предложения) ) сфера обращения и сфера производст ...

Структура безработицы в Приволжском Федеральном Округе 2000-2009гг. по областям ПФО
Рис.8 структура безработицы по в Приволжском ФО по областям в 2000г Рис.9 стуктура безработицы в Приволжском ФО по областям в 2009г. По диаграммам видно, что больший процент безработицы в Прив ...

Планировка оборудования и расчет площади участка
От рациональной планировки станков на участке зависят многие технико-экономические показатели его работы. Особенно большое значение имеет планировка оборудования на участках поточного производства. ...

Рынок труда

Рынок труда - это совокупность сделок (контрактов) по найму рабочей силы. Взаимодействие спроса и предложения рабочей силы определяет равновесную цену на труд в форме заработной платы.

Рентабельность

Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. Они позволяют дать оценку финансовых результатов предприятия и, в конечном счете, его эффективность.

Коррупция

Коррупция - подкуп, продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц. Это преступная деятельность заключающаяся в использовании должностными лицами свих властных возможностей и служебного положения.